Умерли в этот день. Сегодня, 25 марта

1853 г. 164 года назад

Василий Каратыгин

Василий КаратыгинВасилий Андреевич Каратыгин
Василий Андреевич Каратыгин родился (26 февраля) 10 марта 1802 года в Петербурге. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным – видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.

В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля – приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.



Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин – ведущий трагик этого театра.

Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя – ревность Отелло, стремление захватить престол – у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.

Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836).

Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Он был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.

Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге. Он остался в истории театра как великий русский трагик.




1840 г. 177 лет назад

Павел Демидов

Павел ДемидовПавел Николаевич Демидов
Павел Николаевич Демидов родился 6 августа 1798 года. Воспитание и образование он получил в Париже, в лицее Наполеона. По возвращении в Россию с 1812 по 1826 год служил в Кавалергардском полку.

Владелец богатейших Сибирских чугуноплавильных заводов, егермейстер двора Его Величества, почетный член Императорской Академии Наук - Демидов в 1831 году был назначен гражданским губернатором Курской губернии.

Покровительствуя процветанию научных знаний в России и владея громадными богатствами, Демидов с 1830 года и до конца жизни ежегодно 29 апреля, в день рождения Александра Николаевича (будущего императора Александра II), вносил в Академию Наук солидные суммы «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и «на издание увенчанных Академиею рукописных творений». За щедрое пожертвование Демидов удостоился выражения особого благоволения императора Николая Павловича.



Начиная с 1832 года Академия Наук из пожертвованного Демидовым капитала ежегодно назначала за выдающиеся сочинения Демидовские премии — большие и малые.

Вместе с братом своим Анатолием Павел Николаевич учредил в Санкт-Петербурге детскую больницу, на содержание которой внёс особый капитал, и, кроме того, сделал крупные пожертвования в Комитет инвалидов, в Приют для бедных, в Общество садоводства и другие.

Павел Николаевич был женат на Авроре Карловне Шернваль, и от этого брака имел единственного сына Павла, получившего княжеский титул Сан-Донато.

Умер Павел Николаевич Демидов в Майнце 25 марта 1840 года.




1918 г. 99 лет назад

Клод Дебюсси

Клод ДебюссиКлод Дебюсси
Дебюсси – признанный глава и ярчайший представитель музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс.

Клод Дебюсси (фр. Claude Debussy) родился 22 августа 1862 близ Парижа. Значительным было воздействие на него русской музыки, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Первые уроки фортепиано он начал брать еще в 1870 году, а в 10-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять и первые свои произведения.

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.



Одно из наиболее значительных созданий композитора – опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М.Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж.Пуччини, Б.Бартока, Ф.Пуленка, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905), самое крупное симфоническое сочинение. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

Всего за свою жизнь композитор создал 5 опер, 3 балет и множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Клод Дебюсси умер 25 марта 1918 года в Париже.




1988 г. 29 лет назад

Петр Гальперин

Петр ГальперинПетр Яковлевич Гальперин
Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 годах он работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.

В первые годы Великой Отечественной войны Гальперин был начальником лечебной части эвакогоспиталя в Свердловской области. С 1943 года он работал в МГУ им. М.В.Ломоносова - доцент, профессор (с 1966), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971), профессор-консультант (с 1983).

Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.



Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.

Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.

Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.

Скончался Петр Яковлевич Гальперин 25 марта 1988 года в Москве.




2007 г. 10 лет назад

Тамара Носова

Тамара НосоваТамара Макаровна Носова
Тамара Макаровна Носова, звезда советской комедии, родилась в Москве 21 ноября 1927 года. В 1950 году окончила ВГИК. В 1953-1990 годах – актриса Театра-студии киноактёра.

Тамара Носова была одной из самых известных комических актрис отечественного кино 50-60-х годов 20 века. О ней постоянно говорили режиссеры, ее успешной карьере завидовали многие актрисы, о ее творчестве часто рассказывали СМИ.

В советские времена Носову справедливо называли королевой кинокомедии. Она была поистине острохарактерной актрисой, даже комической. Достаточно вспомнить несколько ее ролей: важная воображала Тося в «Карнавальной ночи» Рязанова, любвеобильная Комариха в «Свадьбе в Малиновке» Тутышкина, легкомысленная болтушка Ничкина из «Женитьбы Бальзаминова» Воинова, хозяйка борделя в «Бульварном романе» и, конечно, непревзойденная Донна Роза в «Здравствуйте, я ваша тетя!» Титова.



Были у нее и потрясающие драматические роли, и ярким примером стала Валентина Филатова в Герасимовской «Молодой гвардии». Острохарактерная актриса, она с легкостью справлялась с любой предложенной ей ролью. В кинематографическом багаже актрисы насчитывается около пятидесяти кинокартин, а еще она много ездила по стране с концертами.

Отдельное место в творчестве Носовой занимала работа в фильмах для детей, среди которых такие знаменитые сказки как: «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «В тридевятом царстве», «Новые похождения Кота в сапогах».

Последние годы актриса вела замкнутый образ жизни. Прекратила любое общение с коллегами по фильмам и по сцене, перестала поддерживать отношения практически со всеми соседями по лестничной клетке. Выходить на улицу Тамара Макаровна одна не могла – боялась потеряться. Несчастная, она несколько лет страдала страшной болезнью: звезда оказалась в железных лапах беспощадного склероза, к тому же у нее была хроническая ишемия головного мозга.

Последние годы народная артистка России была абсолютно одинока, жила очень бедно – ее пенсии не хватало даже на квартплату. Умерла Тамара Макаровна Носова 25 марта 2007 года в Москве. Урна с прахом актрисы была захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.




в Беларуси

Анекдот дня

Если мужчина не обеспечивает женщине рог изобилия, она может обеспечить ему изобилие рогов

Афоризм дня

Нужно очень много труда и терпения, чтобы объяснить детям то, чего сам не понимаешь.